BYD Atto 3 (Источник: BYD)
Европа и США заявляют, что развитие электромобилей в Китае идет безумным и беспрепятственным образом и находится на грани переполнения мирового рынка электромобилями, с которыми остальной мир не может конкурировать. Но теперь Китай заявил, что он «обуздает» часть своего огромного расширения электромобилей в ответ на критику «несправедливой» промышленной и торговой политики.
Financial Times сообщает, что правительство Пекина будет контролировать «слепое» строительство новых проектов электромобилей, происходящее внутри страны, принимая «силовые меры». Что это значит, остается только догадываться.
«Существует также беспорядочное поведение в сфере конкуренции», — заявил Financial Times Синь Гобинь, вице-министр промышленности и информационных технологий.
Как сообщает FT, индустрия электромобилей Китая является настоящей движущей силой и одной из немногих ярких экономических точек страны. Но она оказалась под жёстким контролем со стороны Европы, в частности, из-за политики субсидирования, которая поставила Европу в невыгодное конкурентное положение, в то время как она была втянута в торговую войну с Северной Америкой и Европой.
Еще в сентябре ЕС начал расследование в отношении китайской индустрии электромобилей, поскольку европейские компании изо всех сил пытаются конкурировать с дешевым, высокотехнологичным китайским импортом, производимым дешевой рабочей силой, поступающей в ЕС. ЕС расследует то, что, по его словам, является несправедливыми субсидиями и кампаниями банковского кредитования из Пекина, которые способствовали чрезмерному росту в Китае, опасаясь, что Китай строит заводы по производству электромобилей, которые выходят далеко за рамки, необходимые для внутреннего спроса. Тем временем США и Европа ужесточают правила в отношении китайских автомобилей и запчастей для электромобилей, продаваемых в своих странах, при этом тарифы в США настолько высоки, что Китай переключил свое внимание на другие регионы, а именно на Южную Америку, Азию и Европу.
В прошлом году Китай обогнал Японию как крупнейшего в мире экспортера автомобилей, но большая часть этих автомобилей была продана в Россию. Тем не менее, неудивительно, что электромобили и аккумуляторы китайского производства становятся крупным бизнесом за пределами Китая: только BYD в прошлом году продала 1,6 миллиона полностью аккумуляторных электромобилей, обогнав Telsa по общим продажам BEV. Если сложить продажи всех так называемых транспортных средств на новой энергии, включая автомобили, работающие только от аккумуляторной батареи, и подключаемые гибриды, то в 2023 году BYD продала 3 миллиона автомобилей.
По данным Counterpoint Research, в Китае более 94 брендов предлагают более 300 моделей электромобилей, но Geely и BYD — одни из компаний, оказывающих наибольшее влияние за пределами Китая. Поэтому я не уверен, что если что-то обуздать, это будет иметь большое значение, кроме как обеспечить некоторые добросовестные усилия – потому что для того, чтобы Китай действительно преуспел в качестве доминирующего игрока в мире, ему нужно будет полагаться на большее количество добросовестных усилий. чем просто качественный продукт (не говоря уже о том, что он контролирует цепочку поставок). И импульс уже набирает обороты: BYD стимулирует международный рост благодаря своим планам построить завод по производству электромобилей в Венгрии, а другие автопроизводители также стремятся наладить производство в Европе. По данным Financial Times, китайские компании MG, BYD и Chery также ищут места в Мексике и общаются с официальными лицами для улучшения доступа к рынку Северной Америки. MG планирует построить завод стоимостью 2 миллиарда долларов, в то время как BYD наращивает инвестиции в сотни миллионов для своего собственного завода – действия, которые вызвали тревогу в Вашингтоне. Геополитическая конкуренция – невозможно сложить все это в одну круглую связку, но эта история наверняка станет намного сложнее в наступающем году.