Фото Лукаса Клоппеля на Pexels.com
Неудивительно, что Норвегия лидирует в мире по внедрению электромобилей, но в 2023 году страна достигла новых высот: электромобили заняли рекордную долю рынка в 82%, а Tesla — колоссальные 20%. И, несмотря на продолжающиеся трудовые споры Tesla в регионе и блокировки импорта, количество новых регистраций автомобилей Tesla в Швеции выросло на 9% в декабре.
По данным Reuters, в Норвегии лидирует американский производитель электромобилей с долей рынка 20%, что является огромным скачком по сравнению с прошлогодними 12,2%. Пять из шести новых автомобилей, проданных в Норвегии в прошлом году, были электромобилями, при этом Tesla обогнала конкурентов за лидирующую долю рынка.
Нефтедобывающая Норвегия быстрыми темпами переходит на электрические виды транспорта. Tesla возглавила этот процесс, выпустив свою самую продаваемую модель Y, чему способствовали щедрые в стране налоговые льготы для полностью электрических автомобилей. Tesla стала самым продаваемым автомобильным брендом в Норвегии третий год подряд: почти каждый четвертый зарегистрированный легковой автомобиль приходится на Tesla Model Y, сообщает Reuters.
Норвежцы получили значительные стимулы при переходе на электромобили. Но страна начала отказываться от этих льгот, отчасти из-за огромного роста числа владельцев электромобилей, а также из-за того, что на дорогах меньше частных автомобилей (даже электрических) в пользу пеших прогулок, езды на велосипеде и общественного транспорта. По состоянию на 2023 год в стране введен 25% НДС с покупной цены от 500 000 норвежских крон и выше, но Tesla по-прежнему добилась огромных прибылей.
Между тем, по данным Reuters, в Швеции доля рынка Tesla выросла на более скромные 6,1% с 4,6% в декабре. Данные Mobility Швеция показали, что в декабре было зарегистрировано 1789 новых автомобилей Tesla по сравнению с 1645 в том же месяце 2022 года.
Все это впечатляющее достижение для компании Tesla, которая в течение трех месяцев была втянута в трудовой спор со шведской IF Metall, профсоюзом, представляющим интересы механиков, обслуживающих автомобили Tesla в стране. С тех пор спор расширился и включил в себя еще 15 профсоюзов, которые подали иски против компании до тех пор, пока она не заключит коллективный договор, к которому в знак солидарности присоединились северные соседи Швеции. Тысячи рабочих, от докеров до автодилеров и работников почтовой службы, участвуют в забастовке, которая не позволяет им прикасаться к Tesla до тех пор, пока компания не подпишет коллективный договор с IF Metall. Генеральный директор Tesla Илон Маск, известный противник профсоюзов, назвал эти действия «безумными».
По крайней мере, на данный момент вся эта драма не выглядит так, как будто она сильно влияет на продажи Tesla. Но поскольку забастовка затягивается, и конца ей не видно, и на сцене появляются новые конкуренты электромобилей, а также страны, сокращающие стимулы для электромобилей, возможно, еще слишком рано ее прекращать. Например, крупнейший пенсионный фонд Норвегии KLP недавно подготовил письмо Tesla, в котором выразил свою «глубокую обеспокоенность» по поводу конфликта и заявил, что речь идет о «фундаментальных правах человека», сообщает New York Times. KLP владеет акциями Tesla на сумму около 210 миллионов долларов.
Итак, хотя еще слишком рано говорить о том, как это отразится на Tesla, культурное столкновение между американским автопроизводителем и скандинавским образом жизни не утихнет в ближайшее время.