Илон Маск утверждает, что Tesla Robotaxi будет таким же дешевым, как автобус, который «не понадобится», когда он «развернет полностью беспилотное вождение без присмотра».
Работает ли математика?
На этих выходных Маск ответил на вводящее в заблуждение утверждение о том, что электробусы не работают в холодном климате.
Первая часть его комментария точно объясняет, что если у электробусов возникают проблемы зимой, то они просто не предназначены для этого, но электробусы, безусловно, могут работать в холодном климате, если они соответствующим образом спроектированы.
Однако вторая часть его заявления немного более спорна:
Тогда аккумуляторные батареи автобусов слишком малы.
Автомобили Tesla могут успешно работать даже за Полярным кругом.
Кроме того, когда Tesla выведет на рынок полностью беспилотные автомобили без присмотра, автобусы не понадобятся, поскольку они будут доставлять людей из одной точки в другую по цене, сопоставимой с ценой билета на автобус.
Маск утверждает, что стоимость услуги беспилотного такси Tesla будет сопоставима с ценой билета на автобус.
Работает ли математика?
Например, проездной Metrocard в Нью-Йорке, который распространяется как на местные автобусы, так и на метро, стоит 132 доллара в месяц.
По сообщениям, среднесуточная протяженность городского общественного транспорта составляет 13 миль. Это составляет $0,34 за милю.
Интересно, что после того, как Маск впервые объявил о планах Tesla запустить сервис автономного вождения с использованием существующих электромобилей, исследование Университета Вирджинии и Техасского университета в Остине попыталось оценить стоимость такой услуги.
Исследование пришло к выводу, что стоимость автономной поездки на Tesla Model 3 составит около 0,663 доллара за милю.
Это примерно в два раза дороже, чем проезд на общественном транспорте в Нью-Йорке, но значительно дешевле, чем поездка с Uber, стоимость которой обычно колеблется от 1 до 2 долларов за милю, если только не происходит резкого повышения цен.
Мнение Электрека
Я думаю, что автономная система заказа такси на электромобилях имела бы огромную ценность, но мы пока не знаем, насколько она будет разрушительной. Некоторые ее переоценивают, а другие недооценивают.
Совершенно очевидно, что это будет иметь крайне негативные последствия для таких сервисов заказа такси, как Uber.
Однако Маск преувеличивает, заявляя, что это нарушит общественный транспорт. На некоторых рынках это может быть более конкурентоспособным и срезать часть спроса с вершины рынка общественного транспорта, но я сомневаюсь, что это будет огромная доля, основываясь на этих цифрах.
Конечно, Tesla также должна развернуть свою систему «неконтролируемого» беспилотного вождения, но четких сроков для этого также нет.